Артур Александрович Реан
Биография
Артур Александрович Реан (род. 8 марта 1957, Уфа) — российский психолог, общественный деятель, специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии. Доктор психологических наук (1992), профессор (1994), академик РАО (2016, член-корреспондент c 1996) по отделению психологии и возрастной физиологии, член бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2018).
Образование и научная карьера
В 1979 г. Артур получил образование в Башкирском государственном университете. После окончания был принят стажером-исследователем на факультет психологии Ленинградского университета им. А. А. Жданова. Продолжил обучение в очной аспирантуре факультета психологии этого же университета и защитил кандидатскую диссертацию в 1983 году. В 1992 году на факультете психологии Ленинградского университета защитил докторскую диссертацию.
Работал в Башкирском госуниверситете ассистентом, доцентом кафедры психологии. Затем работал старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией педагогической психологии во Всесоюзном НИИ профтехобразования (Ленинград). Впоследствии стал профессором кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета и создал кафедру психологии и педагогики личностного и профессионального развития. Также преподавал и занимал важные руководящие должности в других учебных и научных организациях.
Научные интересы
Артур Александрович Реан проводит исследования в области психологии личности, педагогической психологии, психологии асоциального и делинквентного поведения и его превенции, психологии агрессии, проблем преодоления негативных последствий социального сиротства, психологии социализации и социальной зрелости личности, психологии социальной адаптации личности. Он является одним из создателей нового научного направления — социальной педагогической психологии.
Награды и достижения
Артур Александрович Реан является автором более 400 опубликованных работ, включая монографии, книги и учебники. Он является одним из наиболее цитируемых ученых в области психологии и наук об образовании и педагогике. Руководил разработкой и проведением ряда комплексных научно-практических программ, среди которых «Профилактика наркотизма и асоциального поведения молодежи», «Психология агрессивного поведения», «Социальная защита детства», «Семьи и дети группы риска», «Крепкая семья».
Научная школа и признание
Артур Александрович Реан является создателем научной школы в области психологии личности и социальной педагогической психологии. Его научная школа включает в себя известных ученых и преподавателей, которые активно развивают эти области психологии.
Редакторские обязанности и заслуги
Артур Александрович Реан был председателем редакционного совета журнала «Мир детства» и числился в редколлегии журнала «Вестник практической психологии образования». Также он является членом экспертного совета общероссийского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проблемное поле социальной педагогической психологии
Социальная педагогическая психология возникла на стыке трех отраслей психологии — социальной психологии, педагогической психологии и психологии личности. Социальная педагогическая психология изучает социально-психологические закономерности, механизмы и детерминанты процессов обучения и воспитания. В рамках этого направления Артур Александрович Реан и его коллеги провели множество исследований и разработали новые комплексные программы важные для области образования и психологии.