Андрей Александрович Вербицкий
Биография
Андрей Александрович Вербицкий (25 февраля 1941 — 22 декабря 2020) — российский психолог, педагог, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии МГГУ им. М. А. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО (2016). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор теории контекстного обучения.
Образование и научная деятельность
В 1964 году Андрей Вербицкий поступил на факультет психологии МГУ. В 1969 году успешно окончил его. Затем продолжил обучение в аспирантуре и работал в НИИ ОиПП АПН СССР с 1969 по 1974 год. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределенности». В 1978 году совершил стажировку в ЮНЕСКО в США и Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования.
С 1975 по 1990 год Андрей Александрович работал в НИИ проблем высшей школы, сначала старшим научным сотрудником, затем заведующим сектором педагогической психологии. В 1991 году защитил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе».
В течение 1990-х годов Вербицкий занимал должности руководителя сектора психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ и заместителя директора Федерального института планирования образования. В 1997 году возглавил кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ имени М. А. Шолохова. С 2018 года является членом экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии.
Направление научной деятельности
Научная деятельность Андрея Александровича Вербицкого связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования. Его исследования и практические разработки направлены на разрешение основного противоречия профессионального образования. Вербицкий участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России, таких как «Высшая школа России» и «Инновационные педагогические технологии». Он также участвовал в разработке государственных Концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования.
Андрей Александрович Вербицкий разработал теорию контекстного обучения, в которой обосновывается положение о том, что основное противоречие и целый ряд более частных противоречий преодолеваются в контекстном обучении. Основная суть его подхода заключается в последовательном моделировании в формах учебной деятельности студента предметного и социального содержания его будущей профессиональной деятельности. Содержание контекстного обучения имеет два источника: научная информация и содержание профессиональной деятельности специалиста. С помощью различных обучающих моделей обеспечивается динамическое движение деятельности студента.
Публикации
Андрей Александрович Вербицкий является автором более 200 научных и научно-методических работ и имеет 5 монографий, посвященных его исследованиям.