Николай Дмитриевич Никандров

Биография
Николай Дмитриевич Никандров – выдающийся советский и российский ученый, организатор педагогической науки. Он родился 20 октября 1936 года в Ленинграде и ушел из жизни 11 октября 2024 года. В своем профессиональном пути Николай Дмитриевич достиг нескольких важных позиций и заслужил многочисленные титулы и награды.
Образование и ранняя карьера
После окончания филологического факультета Ленинградского государственного университета в 1959 году, Николай Дмитриевич начал свою педагогическую деятельность в качестве учителя французского языка в одной из ленинградских школ. Затем он перешел к работе в системе высшего образования и преподавал иностранные языки в ряде институтов Ленинграда.
Ученая деятельность
В 1967 году Николай Дмитриевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы программированного обучения в современной педагогике капиталистических стран», где провел анализ подходов к образовательному процессу в высшем образовании западных стран. Защитив докторскую диссертацию в 1973 году на тему «Проблемы буржуазной дидактики высшей школы», Никандров стал заведующим кафедрой ЛГПИ им. А. И. Герцена.
С 1983 года Николай Дмитриевич работал в НИИ общей педагогики АПН СССР в Москве, где занял должность заведующего лабораторией методологии педагогики и затем заместителя директора Института.
Достижения и награды
В 1990 году Николай Дмитриевич стал действительным членом Академии педагогических наук (АПН) СССР, а в 1992 году – академиком Российской академии образования (РАО). Он также исполнял обязанности главного ученого секретаря Президиума РАО и занимал должность вице-президента РАО. С 1997 года Никандров был президентом Российской академии образования, ушел со своей должности в 2013 году.
Николай Дмитриевич Никандров также был соредактором «Международной энциклопедии образования» и являлся членом редколлегии журнала «Педагогика».
Научные интересы и достижения
Основные направления исследований Николая Дмитриевича – это сравнительная педагогика, методология педагогики и дидактика высшей педагогической школы. Его работы включают в себя сравнительный анализ систем высшего образования западных стран, типологизацию методологических проблем педагогики, разработку проблем содержания высшего педагогического образования и активизации познавательной деятельности студентов. Он также автор учебных пособий, таких как «Педагогика высшей школы», «Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте», «Введение в специальность» и многих других.