Макс Рихтер
Биография
Макс Рихтер (нем. Max Richter, род. 22 марта 1966, Германия) — британский композитор немецкого происхождения. Автор музыки к десяткам художественных и документальных фильмов. Был признан лучшим кинокомпозитором 2008 года по версии Европейской киноакадемии за саундтрек к фильму «Вальс с Баширом». Работы Рихтера сочетают в себе элементы инструментальной и электронной музыки и близки к постминимализму.
Ранние годы и музыкальное образование
Макс Рихтер родился 22 марта 1966 года в Германии, но с детства жил в Великобритании, в Бедфорде. Композицию и игру на фортепиано изучал в Эдинбургском университете, Королевской академии музыки, а также у Лучано Берио во Флоренции. После окончания обучения стал одним из основателей секстета пианистов en:Piano Circus, исполнявшего музыку композиторов-минималистов: Арво Пярта, Филипа Гласса, Джулии Вольф и Стивена Райха. В составе ансамбля Рихтер играл около десяти лет и выпустил пять альбомов на Decca/Argo Records (Великобритания).
Сотрудничество с Future Sound of London и The Isness
В 1996 году работал с Future Sound of London над альбомом Dead Cities, изначально как пианист, а в дальнейшем и с использованием других инструментов, а один трек (названный «Max») сочинил самостоятельно. Впоследствии сотрудничал с FSOL в течение двух лет, также внеся вклад в альбомы en:The Isness и en:The Peppermint Tree and Seeds of Superconsciousness.
Memoryhouse и The Blue Notebooks: сочетание музыки и литературы
В 2000 году сотрудничал с выигравшим Mercury Prize Рони Сайзом над альбомом группы en:Reprazent, названным In the Mode.
В этот же год составил восемнадцатитрековый альбом Memoryhouse с музыкальным изображением звуков природы, наложенных на голоса людей, читающих поэзию на различных языках, в том числе и на русском: в треке «Maria, The poet (1913)» актриса Алла Демидова читает стихотворение Марины Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну». Четыре трека («Europe, After the Rain», «The Twins (Prague)», «Fragment» и «Embers») были использованы в шестисерийном документальном фильме 2005 года BBC Освенцим: Нацисты и «окончательное решение» (продюсер Лоуренс Риз). Альбом был записан при участии Филармонического ансамбля ВВС.
Во втором альбоме The Blue Notebooks (2004 год) композитор также соединил музыку и литературу. В основу диска легли произведения Кафки, которые читает актриса Тильда Суинтон. По такой же схеме был записан и третий альбом Songs From Before: музыкант Роберт Уайатт читал тексты Харуки Мураками.
Узнаваемые саундтреки и известность
В 2008 году Рихтер издал четвертый альбом 24 Postcards In Full Colour. В 2010 вышел пятый альбом Infra, который композитор написал специально для балета Уэйна Макгрегора, поставленного на сцене Королевского театра в Ковент-Гардене.
В 2012 году Britten Sinfonia записала Времена года (Вивальди) в авторской интерпретации Макса Рихтера. Композитор изменил музыку Антонио Вивальди в духе минимализма и постмодернизма. Запись возглавила рейтинги классической музыки по версии iTunes в Великобритании, США и Германии.
Макс Рихтер написал музыку к десяткам европейских и азиатских художественных и документальных фильмов. Самая известная его работа – в фильме «Вальс с Баширом». Отдельные композиции в ряде популярных кинолент также принесли Рихтеру мировую известность. Для фильма Мартина Скорсезе «Остров проклятых» Рихтер написал трек On The Nature of Daylight, в котором соединил свою музыку и а капеллу Дины Вашингтон к песне Bitter Earth. Позднее это произведение прозвучало еще в нескольких фильмах. Композиция Sarajevo звучала в официальном трейлере к фильму Ридли Скотта «Прометей», а также к фильму Скотта Во «Жажда скорости», а композиция November, с того же альбома, сопровождала трейлеры к фильмам «К чуду» и «Дж. Эдгар».
Уже первый сольный альбом Макса Рихтера Memoryhouse заслужил хвалебные речи в его адрес со стороны музыкальных критиков. Грейсон Каррин из Pitchfork в своей рецензии назвал музыку Рихтера предтечей музыки Нико Мьюли и других композиторов-авангардистов, отметив, что Рихтер совершил своего рода прорыв в музыкальном искусстве. Второй альбом The Blue Notebooks некоторые критики назвали лучшим за всю историю академической музыки того периода.